Ответы специалистов на этот вопрос противоречивы. Развитие речи у детей всегда индивидуально, поэтому единого ответа существовать не может. Основным условием для начала занятий по изучению иностранного языка с ребенком может служить тот факт, что основные навыки общения на родном языке уже сформированы и никаких проблем с дифференциацией звуков не возникает.
В большинстве случаев задержка развития речевого аппарата характеризуется сложностями в произношении некоторых букв русского алфавита («Ш»-«С», «Ж»-«З», «Р»-«Л»). Окончательное формирование правильного произношения звуков родного языка, верное построение фраз и предложений, может служить сигналом к тому, что ребенок готов к изучению дополнительного языка. Как правило, к 4-5 годам малыш уже достаточно подготовлен к устному усвоению нового материала.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, формирование здорового интереса и использование его природной любознательности для этих целей ускорит процесс изучения и сделает его более эффективным.
Наиболее действенная форма для проведения занятий с детьми раннего возраста – игровая. Поэтому используются для этих целей всевозможные детские забавные стишки, поговорки, песенки и короткие рассказы, занятия проводятся только в устной форме. Специалистами доказано, что в раннем детском возрасте память ребенка впитывает информацию как губка. Поэтому при наличии желания ребенка используйте эту его особенность.
Выбор иностранных языков, конечно, всегда будет за Вами, так как во многих случаях предпочтения детей формируются на основе вкусов родителей. Следует отметить необходимость постоянного повторения полученных ребенком знаний, так как из-за обилия запоминаемой информации в этом возрасте новые слова быстро сотрутся из памяти.
Если родители или один из родителей уже владеют иностранным языком, это значительно упрощает задачу. Для ребенка изучаемый язык станет вторым родным, он на интуитивном уровне сможет понять механизмы построения фраз на этом языке, лингвистические его особенности, станет на нем думать и говорить без особых усилий. Но если иностранные языки доступны только посредством репетиторов или курсов, тщательно соберите всю информацию об уровне квалификации преподавателей. Формирование неправильного произношения в таком нежном возрасте очень трудно впоследствии будет исправить, у ребенка могут возникнуть проблемы с успеваемостью в школе и институте.
Следует предостеречь от ошибки некоторых родителей, для которых вопрос овладения ребенком иностранных языков в раннем возрасте является просто вопросом престижа и следствием личных амбиций. То, что лично не удалось достичь в свое время, они пытаются реализовать в своем ребенке. Не делайте ошибки и не проводите таких экспериментов.
Не подталкивайте его против воли. Важным критерием качества усвоения материала является, прежде всего, желание ребенка и живой интерес к предмету изучения. Поэтому постарайтесь ему объяснить все преимущества владения иностранными языками, это может быть общение с Вами или иностранные мультфильмы. Важно лишь то, что у ребенка возникнет здоровый и необходимый для проведения успешных занятий интерес к языку.
Успехов Вам и Вашему малышу!